Вопрос замены НДС на налог с продаж на сегодня остается открытым - М.Кусаинов
Актуальные вопросы налогообложения обсуждают в Алматы.
В конференции принимают участие представители государственных органов, ведущих аудиторских, юридических и консультационных компаний. Организовали мероприятие Национальная ассоциация налоговых и таможенных консультантов совместно с Комитетом государственных доходов МФ РК и Ассоциацией налогоплательщиков Казахстана.
Первый вице-министр национальной экономики Марат Кусаинов рассказал о проекте нового Налогово-таможенного кодекса, о новшествах, преимуществах и недостатках введения налога с продаж вместо НДС, а также о реформе налогообложения специальных налоговых режимов (СНР).
«В целях разработки объединенного Налогово-таможенного кодекса при Минэкономики создана рабочая группа по разработке проекта кодекса. В состав группы вошли все заинтересованные государственные органы, депутаты парламента, представители Нацпалаты «Атамекен», отраслевые ассоциации и бизнес-сообщество, - рассказал М.Кусаинов. - Какие основные моменты прорабатываются? Первое, это объединение таможенного и налогового кодексов. Это позволит улучшить и унифицировать нормативную базу процедур налогового и таможенного администрирования, что в конечном итоге повысит качество оказания госуслуг, сократит административные барьеры, время и ресурсы налогоплательщиков».
Что касается замены НДС на налог с продаж, то он первый вице-министр пояснил, что предпосылками рассмотрения этого вопроса послужил ряд факторов, в частности, значительные потери бюджета с связи с применением мошеннических схем, создаваемых с целью возврата НДС из бюджета, наличие большого количества льгот, которые создают перекосы в цепочке и в отдельных случаях превращают НДС в налог с оборота, высокие затраты на налоговое администрирование и наличие коррупционных проявлений при возврате НДС и его администрирования.
«Для решения этих проблем рабочая группа рассматривает вопрос введения налога с продаж вместо НДС или сохранение НДС с совершенствованием его администрирования. Рассматривался вариант внедрения налога с продаж с взиманием налога на каждом этапе реализации, так называемый каскадный метод, однако введение такого налога имеет ряд отрицательных факторов, таких как рост инфляции, снижение конкурентоспособности отечественных производителей из-за роста себестоимости, увеличение налоговой нагрузки и как следствие уход бизнеса в тень, снижение инвестиционной привлекательности, и снижение покупательской способности», - сказал М.Кусаинов.
В связи с чем это предложение рабочая группа не поддержала.
«Рассматривался также вопрос введения налога с продаж с взиманием на уровне реализации товаров, а также предоставления работ и услуг, то есть на этапе реализации конечному потребителю. Ожидаемый положительный аспект – это рост конкурентоспособности отечественного производителя перед импортерами, отсутствие серых схем по уклонению от уплаты налогов в ввиду отсутствия зачета, возврата и нулевой ставки по СНР, значительное снижение уровня коррупционной составляющей, - продолжил он. - Но в данном случае имеются сложности с администрированием ввиду того, что более 47% годового товарооборота или около 3 млрд тенге с 6 млрд товарооборота приходится на рынки, базары и ИП. Большинство товарооборота у нас осуществляется в сфере неорганизованной торговли».
По его словам, в настоящее время уровень теневого оборота согласно данным статистики составляет более 19%, что создает проблемы с администрированием и может повлечь недопоступление в бюджет.
«С учетом этих рисков также рассматривается вопрос сохранения НДС с совершенствованием налогового администрирования и максимальным уменьшением количества налоговых льгот. Рабочая группа проводит работу по изучению мировой практики применения налога с продаж, вопроса совершенствования НДС, оценки макроэкономических эффектов с учетом экономической эффективности как для государства так и для налогоплательщиков», - сказал первый вице-министр, подчеркнув при этом, что «вопрос замены НДС на налог с продаж на сегодня остается открытым».
Еще одной значимой реформой является оптимизация действующих специальных налоговых режимов (СНР) с установлением особенностей налогообложения малого и среднего бизнеса и ведение налогового учета доходов и расходов.
М.Кусаинов отметил, что в то же время, учитывая текущую экономическую ситуацию и внешние факторы, которые отразились на экономической и деловой активности бизнеса, Правительство РК инициировало перенос срока принятия налогово-таможенного кодекса на 2017 год, ввести в действие его планируется с 1 января 2018 года.
По словам председателя Комитета госдоходов РК Даулета Ергожина, в проекте Налогово-таможенного кодекса предусмотрен новый подход к предварительному информированию и предварительному декларированию, возможность выпуска на границе, переход на электронное декларирование, автоматический выпуск товаров, перенос акцента таможенного контроля на этап выпуска товаров, предоставление отсрочки уплаты таможенных пошлин и налогов, корректировка декларации на товары до выпуска без привлечения административной ответственности.
Он также напомнил, что с 1 января 2017 года все плательщики НДС будут обязаны выписывать счета-фактуры в электронном виде. Некоторые категории налогоплательщиков обязаны это делать с 1 января и с 1 июля 2016 года.
Как отметил заместитель председателя КГД МФ РК Аргын Кипшаков, преимуществами информационной системы электронных счетов-фактур являются сокращение времени, бумаги и трудовых ресурсов, обеспечение конфиденциальности информации, а также существенное сокращение объема налоговой отчетности, представляемой по НДС.
Эта система также представляет интерес для работающих по договору о государственном закупе, поскольку позволяет государственному учреждению автоматически формировать счета на оплату в ИС «Казначейство-клиент» на основе электронного счета фактуры, выписанного поставщиком.
А.Кипшаков рассказал, что в настоящее время прорабатывается вопрос применения электронных счетов-фактур при международных сделках в рамках ЕАЭС, что приведет к сокращению налоговой отчетности в рамках ЕАЭС, в частности отменяется заявление о ввозе товаров и декларации по косвенным налогам по импортированным товарам. Соответственно не будет необходимости и предоставления документов, подтверждающих импорт товаров (товаросопроводительные документы, договоры (контракты), банковские выписки, талон о прохождении пограничного контроля и т.д.).
Источник: nalogikz.kz
Учетные политики
Кадровый учет
Документы
- Комплект документов для бухгалтерского учета
- Комплект документов для отдела кадров
- Комплект документов по государственным закупкам