«Операции с деньгами и (или) имуществом, подлежащие обязательному финансовому мониторингу»
Обращаем Ваше внимание на Закон РК «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма» №248-V в соответствии с изменениями и дополнениями на 07.11.2014г. Многие руководители, как ТОО, так и АО могут подумать, что этот закон совершенно не касается деятельности их компаний.
Однако, следует обратить внимание на данный Закон в полной редакции всем руководителям и главным бухгалтерам всех субъектов предпринимательства. Закон действует в полной силе с 09 марта 2010 года.
Делая краткий обзор закона, начнем с вопроса: кем и как будет производиться финансовый мониторинг[1]?
Для целей вышеназванного Закона к субъектам финансового мониторинга относятся (ст.3 Закона):
1) банки, организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, за исключением межбанковской системы переводов и денег;
2) биржи;
3) страховые (перестраховочные) организации, страховые брокеры;
4) единый накопительный пенсионный фонд и добровольные пенсионные фонды;
5) профессиональные участники рынка ценных бумаг, центральный депозитарий;
6) нотариусы, осуществляющие нотариальные действия с деньгами и (или) иным имуществом;
7) адвокаты, другие независимые специалисты по юридическим вопросам;
8) аудиторские организации, бухгалтерские организации, профессиональные бухгалтера;
9) организаторы игорного бизнеса и лотерей;
10) операторы почты, оказывающие услуги по переводу денег;
11) микрофинансовые организации;
12) операторы систем электронных денег, не являющиеся банками.
Сразу хотим заметить, что Государственные органы Республики Казахстан не являются субъектами финансового мониторинга.
Следующий вопрос: какие операции подлежат финансовому мониторингу согласно Закона (ст.4 Закона)?
Операция с деньгами и (или) иным имуществом подлежит финансовому мониторингу, если по своему характеру она относится к одному из видов нижеследующих операций, и совершается в наличной или безналичной форме, на сумму, которая равна или превышает:
№ № | Содержание операции | Сумма равная или превышающая, либо сумма в иностранной валюте, эквивалентная или превышающая |
1 | Получение выигрыша, в том числе в электронной форме, по результатам проведения пари, азартной игры в игорных заведениях, а также лотереи (наличная форма) | 1 000 000 тенге |
2 | Покупка, продажа и обмен наличной иностранной валюты через обменные пункты (наличная форма) | 7 000 000 тенге |
3 | Получение денег по чеку или векселю, как разовая операция, так и операция, осуществляемая в течение 7 последовательных календарных дней (наличная форма) | 7 000 000 тенге |
4 | Снятие с банковского счета или зачисление на банковский счет клиента денег, как разовая операция, так и операция, осуществляемая в течение 7 последовательных календарных дней (наличная форма) | 7 000 000 тенге |
5 | Зачисление или перевод на банковский счет клиента денег, осуществляемые физическим или юридическим лицом, имеющим соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в оффшорной зоне, а равно владеющим счетом в банке, зарегистрированном в оффшорной зоне, либо перевод денег клиентом в пользу указанной категории лиц, как разовая операция, так и операция, осуществляемая в течение 7 последовательных календарных дней (безналичная форма) | 2 000 000 тенге |
6 | Переводы денег за границу на счета (во вклады), открытые на анонимного владельца, поступление денег из-за границы со счета (вклада), открытого на анонимного владельца, совершенные как разовая операция, так и операция, осуществляемая в течение 7 последовательных календарных дней (безналичная форма) | 2 000 000 тенге |
7 | Платежи и переводы денег, осуществляемые клиентом в пользу другого лица на безвозмездной основе (безналичная форма) | 6 000 000 тенге |
8 | Приобретение (продажа), ввоз в Республику Казахстан либо вывоз из Республики Казахстан культурных ценностей (наличная форма) | 30 000 000 тенге |
9 | Операции, совершаемые юридическими лицами, с момента государственной регистрации которых прошло менее 3 месяцев (безналичная форма) | 7 000 000 тенге |
10 | Ввоз в Республику Казахстан либо вывоз из Республики Казахстан наличной валюты, за исключением ввоза или вывоза, осуществляемого Национальным Банком Республики Казахстан, банками и Национальным оператором почты (наличная форма) | 7 000 000 тенге |
11 | Осуществление страховой выплаты или получение страховой премии (наличная форма) | 7 000 000 тенге |
12 | Внесение, перечисление добровольных пенсионных взносов в накопительные пенсионные фонды, а также осуществление пенсионных выплат из накопительных пенсионных фондов за счет добровольных пенсионных взносов (наличная форма) | 7 000 000 тенге |
13 | Получение или предоставление имущества по договору финансового лизинга (наличная форма) | 30 000 000 тенге |
14 | Сделки по оказанию услуг, в том числе подряда, перевозки, транспортной экспедиции, хранения, комиссии, доверительного управления имуществом (наличная форма) | 7 000 000 тенге |
15 | Купля-продажа и иные операции с драгоценными металлами, драгоценными камнями и изделиями из них (наличная форма) | 7 000 000 тенге |
16 | Сделки с недвижимым и иным имуществом, подлежащие обязательной государственной регистрации (безналичная форма) | 150 000 000 тенге |
17 | Сделки с ценными бумагами (наличная форма) | 45 000 000 тенге |
Также следует заметить, что подозрительные операции[2] подлежат финансовому мониторингу независимо от суммы, на которую они совершены. Критериями определения подозрительной операции являются:
— совершение сделки, не имеющей очевидного экономического смысла;
— совершение действий, направленных на уклонение от процедур финансового мониторинга, предусмотренных Законом;
— совершение операции, по которой имеются основания полагать, что данная операция направлена на финансирование терроризма и (или) экстремизма.
В заключение, напоминаем, что в Закон РК «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма» №248-V внесены изменения по состоянию на 07.11.2014г.
[1] Финансовый мониторинг – совокупность мер по сбору и анализу информации об операциях с деньгами и (или) иным имуществом, поступающей от субъектов финансового мониторинга;
[2] Подозрительная операция с деньгами и (или) иным имуществом — операция, отвечающая критериям, установленным Законом, по которым имеются основания полагать, что в результате ее совершения в законный оборот вовлекаются доходы, полученные незаконным путем, либо осуществление данной операции направлено на финансирование терроризма и (или) экстремизма.
Учетные политики
Кадровый учет
Документы
- Комплект документов для бухгалтерского учета
- Комплект документов для отдела кадров
- Комплект документов по государственным закупкам
