Добро пожаловать!

Отдельные изменения в налоговом законодательстве РК с 2018 года

Ардак Мырзабаева, Партнер, Директор Налогового департамента, МВА, Налоговый консультант 1 категории рассмотрела основные вопросы планируемых изменений в налоговое законодательство  Республики Казахстан с 2018 года.

В 2018 году планируется введение в Республике Казахстан (далее, РК) нового Налогового кодекса, отличающегося в полной мере иной структурой.  

На сегодняшний день, одной из актуальных проблем налоговой политики Казахстана является совершенствование налогового законодательства, приближенное к стандартам Организации экономического сотрудничества и развития, которое направлено на понижение уровня теневой экономики, стимулирование бизнеса к долгосрочным вложениям, систематизацию ряда налоговых привилегий и др.

Законом РК от 30 ноября 2016 года № 26-VI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам налогообложения и таможенного администрирования» были внесены изменения и дополнения в Налоговый кодекс. Также, в послании Президента Казахстана Назарбаева Н. А. от 31 января 2017 года «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» одной из основополагающих поставленных задач является преобразование налогово-бюджетной политики к новым экономическим реалиям.

Первоначальное налоговое законодательство РК было принято в 1995 году, далее, был введен Налоговый кодекс РК 2001 года, который был переиздан в 2009 году, и является действующим по настоящее время.

В 2018 году планируется введение нового Налогового кодекса РК, отличающегося в полной мере иной структурой.  

Рассмотрим несколько концепций налоговой реформы, которая будет проведена в 2018 году.

Министерством национальной экономики РК запланировано сделать более понятным для понимания стиль изложения норм Налогового кодекса, уменьшение количества системы отсылок между статьями, как в самом Кодексе, так и в подзаконных актах; повышение притягательности базовых отраслей, предоставление режимов расширения минерально-сырьевой базы; совершенствование системы взимания Налога на добавленную стоимость (далее, НДС) и налогового администрирования;  реформирование Малого и среднего бизнеса (далее, МСБ) и субъектов агропромышленного комплекса; совершенствование социального налога и социальных платежей; преобразование действующих Специальных налоговых режимов (далее, СНР), с установлением обязательного ведения налогового учета доходов и расходов, а также системы расчетов налогов и формы их выплаты; ликвидация неэффективных налоговых законов и льгот, противоречащих принципам Всемирной Торговой Организации (далее, ВТО); развитие системы налогообложения недропользователей; усовершенствование режима налогового стимулирования организаций; совершенствование взимания социального налога (ставки социального налога будут составлять 9,5%), включая введение максимально унифицированной базы обложения социальными выплатами; структурирование льгот по научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам. 

Вместе с тем, будет предусмотрено улучшение системы налогового администрирования, в особенности взимания НДС (сохраняется действующее минимальное пороговое значение для постановки на учет по НДС 30 000 минимальных расчетных показателей (далее, МРП) - хотя ранее было предложено в 2018 г. – до 25 000 МРП (53,0 млн. тенге); повышение интенсивности налоговых режимов: общий режим, патент для Индивидуальных предпринимателей и СНР для МСБ и аграрного сектора; отмена представления некоторых форм налоговой отчетности, в связи с переходом на электронный формат обмена данными между государственными органами и др. Так, СНР на основе патента предполагается сохранить со снижением налоговой ставки от предполагаемого дохода с 2% до 1%, где будет уплачиваться только индивидуальный подоходный налог (далее, ИПН) в размере 1%, и отменен социальный налог (ставка ИПН  – 10%, корпоративный подоходный налог (далее, КПН) – 20%).

Ввиду планирования ввода всеобщего декларирования с 2020 года, будет установлен определенный перечень видов деятельности, по которым будет разрешено применение патента. Также, с 2020 года предлагается вместо СНР на основе упрощенной декларации введение режима с более упрощенным порядком ведения учета доходов и расходов, а именно, налоговая база будет определяться как разница между доходами и расходами. По НДС предполагается сократить ставку до 4% для производителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции.

Вследствие введения с 01 июля 2017 года Обязательное социальное медицинское страхование (далее, ОСМС), будет возрастать количество социальных выплат, что может привести к усложнению порядка определения объекта обложения социальным налогом и социальных платежей, погашенных работодателями, поскольку, в настоящее время, по ним применяется различный порядок исчисления. Поэтому, предлагается установить единый принцип определения объекта обложения социальным налогом и социальными платежами, а именно, установление максимально стандартизированной базы для социального налога и социальных платежей.

Учитывая вступление Казахстана в ВТО, принимаются во внимание вопросы об исключении льгот по НДС с 2018 года, как противоречащих требованиям и принципам ВТО, такие как: льгота по уменьшению на 70% суммы НДС, уплачиваемого в бюджет юридическими лицами, осуществляющими переработку сельскохозяйственного сырья и сельхозпроизводителей по отдельным видам деятельности, предусмотренной новым Налоговым кодексом.

Для формирования фондового рынка, как преимущественного способа привлечения капитала на развитие бизнеса и инвестиций для субъектов МСБ, предусматривается особая пониженная ставка КПН.

Также, будут внесены другие нормы, связанные с усовершенствованием налоговой политики и налогового администрирования.


Источник: nalogikz.kz